Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и грамотнее у ребёнка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому важно заботимся о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.
Развитие речи рассматривается как одна из главнейших задач всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Важно понимать, что работа по развитию речи включает в себя:
· воспитание звуковой культуры речи;
· формирование грамматически правильной речи;
· формирование разговорной (диалогической) речи;
· обучение связной монологической речи (рассказыванию);
· обогащение, уточнение и активизация словарного запаса;
воспитание интереса к художественному слову, чтению.
Функции речи – многообразны, интеграционны. Обучение родному языку в детском саду осуществляется в разных видах деятельности детей: на занятиях по ознакомлению с художественной литературой, с явлениями окружающей действительности, по обучению грамоте, на занятиях по развитию речи, на всех остальных занятиях, а также вне их – в игровой и художественной деятельности, в повседневной жизни. Речь используется для установления контактов с окружающими, привлечения внимания к себе, своим делам и переживаниям, для взаимопонимания, воздействия на поведение, мысли и чувства партнера, для организации собственной деятельности, координирования действий своих и товарищей по игре. Речь служит важным источником знаний об окружающем, средством фиксации представлений о природе, мире вещей и мире людей, средством познавательной деятельности. Речь для ребёнка является и самостоятельным объектом исследования: её он познает, играя со словами, звуками, рифмами, смыслами. Для удовлетворения своих деловых, познавательных и личностных потребностей ребёнок использует ситуативные непроизвольные высказывания, неречевые средства (жесты, мимику, движения), контекстную (понятную на основе использованных языковых средств) речь. Все виды и формы речи сосуществуют, создавая неповторимый индивидуальный портрет языковой личности.
Основная задача речевого развития ребенка дошкольного возраста – это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа.
Ведущая роль в решении этих задач принадлежит взрослым: воспитателям, родителям, учителю-дефектологу. Работа должна проводиться по всем направлениям соответственно возрасту ребенка.
Речевая развивающая среда – это особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.
Цель построения речевой развивающей среды – насыщение окружающей среды компонентами, обеспечивающими развитие речи ребёнка дошкольного возраста.
Очень важно содержание совместной деятельности ребёнка и взрослого в ходе их общения. Взрослый выполняет в общении с ребёнком чрезвычайно важные роли развитие его самосознания и уверенности в себе: во-первых, выражает своё отношение к окружающему, во-вторых, организует деятельность ребёнка с предметами окружающей обстановки, даёт образец правильной речи. В общении с взрослыми обогащается словарь ребёнка. Дошкольник учится правильно произносить звуки, строить фразы, высказывать своё мнение по тем или иным вопросам.
Речь не передается по наследству, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих. Т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей речевой среды. Нельзя уклониться от вопросов задаваемых ребёнком, хотя порой не всегда на них можно сразу ответить. В таких случаях можно обещать ему, рассказать в другой раз, когда он, скажем, поспит (погуляет и т.п.); взрослый же за это время сможет подготовиться к рассказу. При этом ребёнок не только получит соответствующую точную информацию по заданному вопросу, но увидит в лице взрослого, интересного для себя собеседника и в дальнейшем будет стремиться к общению с ним. Как бы ни были заняты родители, необходимо всё же выслушать ребёнка до конца, когда он делится своими впечатлениями об увиденном во время прогулки, о прочитанной ему книге и т.п. В семье необходимо создать такие условия, чтобы ребёнок испытывал удовольствие от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно, строить предложения, правильно и четко произносить звуки в словах.
Овладение речью ребенком находится в тесной взаимосвязи с его умственно-психическим развитием. Расширение круга представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные для понимания, взрослые, тем самым, не только расширяют кругозор, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.
Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребёнка это взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения. Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Общение взрослого с ребёнком значительно обогащает, оживляет и повышает уровень общения дошкольника. Поиграйте с ребёнком. Это принесёт малышу пользу, а вам радость от общения с ним.
Воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование
грамматического строя речи, её связанности при построении развёрнутого
высказывания - решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идёт постепенное усложнение каждой задачи и меняются методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который надо решать параллельно и своевременно.
Таким образом, полноценное овладение родным языком, развитие языковых и коммуникативных способностей рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка - дошкольника, который предоставляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей.