Консультация для родителей
Как часто мы слышим выражение «мелкая моторика». Что же такое мелкая моторика? Физиологи под этим выражением подразумевают движение мелких мышц кистей рук. При этом важно помнить о координации «рука-глаз», т. к. развитие мелких движений рук происходит под контролем зрения. Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.
И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. Н. Новикова, Н. А. Бернштейн, В. Н. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук. Маленькому ребенку трудно поворачивать и вращать запястье, поэтому он заменяет эти движения движениями всей руки от плеча. Чтобы мелкие движения были более точными и экономными, чтобы они не требовали от ребенка чрезмерных затрат энергии, ему необходимо постепенно овладевать разными движениями запястья.
Включайте игры для развития мелкой моторики в свою повседневность: идя с малышом и держа его за руку, немного помассируйте ладошку, на прогулке разрешите ему потереть песок между ладонями, готовите из теста - выделите и ребенку кусочек. И, конечно же, много говорите с малышом, обсуждайте все, что происходит. Совсем скоро он станет полноценным участником диалога.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе.
Мозаика – игры с разными мозаиками также улучшают мелкую моторику, развивают сообразительность и творческие способности.
Пазлы – красочные картинки разовьют внимательность, сообразительность, координирование работы глаз и кистей и нужную нам мелкую моторику.
Игры с пуговицами
Развитию пальцев рук способствуют не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с предметами. Различные виды мозаик или игры с пуговицами, развивают внимание, восприятие.
Собирание разрезных картинок, пазлов, кубиков
Эти игры развивают зрительное восприятие, пространственную ориентировку, зрительно - двигательную координацию.
Аппликации. При помощи аппликаций развивается не только мелкая моторика. Ребенок, выполняя аппликации, сможет сравнивать фигуры большие и маленькие, широкие и узкие, длинные и короткие, темные и светлые.
Пластилиновые узоры. Игры с пластилином. Они развивают мелкие мышцы руки, что очень важно для успешного обучения письму. Кроме этого пластилиновое рисование способствует воспитанию усидчивости, так необходимой любому ученику. В этих играх малыш должен обвести контур рисунка на бумаге или на пленке пластилиновыми колбасками – веревочками. Такие узоры могут быть не только из пластилиновых веревочек, но и из кружочков. Чтобы сделать пластилиновый кружочек, нужно скатать шарик и сплющить его между пальцами. Можно сплющивать веревочку посредине или по краям и т. д.
Рисование ножницами. Это упражнение развивает у ребёнка не только внимательность, но и зрительно-моторную координацию и мелкую моторику кисти руки, закрепляет навыки вырезания ножницами, вырабатывает усидчивость, художественный вкус. Дети, вырезавшие простейшие элементы, могут вырезать более сложные. Начинать работу следует с простейших узоров.
Узлы. Вязание узлов. Замечательная тренировка ловкости пальцев, согласованности кистей рук, зрительной памяти, умения ориентироваться в пространстве – то есть всего того, что совершенно необходимо ребенку в школе. Кроме этого, данное упражнение – приятный повод поработать с малышом вместе. Для упражнений понадобится не очень тонкая веревка, около сорока сантиметров длиной, лучше скользкая.
Оригами. Оригами – искусство складывания бумажных фигурок. Благодаря своему многостороннему воздействию на детей оригами очень полезно. Оригами воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности.
Ниткография. Рисование при помощи нити. Это эффективный способ совершенствования пальчиковой моторики. «Рисование нитками» способствует развитию моторики у детей, помогает развивать абстрактное мышление, развивает ряд полезных навыков, и помогает добиться красивого почерка при обучении в школе. Эта техника позволяет создавать яркие картины без кисточки и красок, только с помощью нитей и клея. Ниткография — такой же вид рукоделия, как, например, вышивка, рисование, вязание и т. д.
Развивающая игра «Вязаная графика» - это игровой набор для конструирования, «альтернативного рисования». Графические формы, узоры, картины, буквы изображаются на холсте с помощью вязаных веревочек, палочек. Развивающая игра «Вязаная графика» - это «альтернативное рисование», цель которого изобразить на холсте вязаные изделия в виде графических форм, картин, букв. Игровой набор «Вязаная графика» состоит из двух частей: холста – основы, который выполняет роль бумажного листа и сенсорных вязаных верёвочек разной длины, выполняющих роль чернил – тренажер по развитию моторной ловкости пальцев и кистей рук.
Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребёнка.