Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

СТРАНИЧКА УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА

Дата: 12 сентября 2022 в 23:45, Обновлено 31 октября в 18:25

Игровые приёмы развития фонематического восприятия у дошкольников.

Различие звуков речи, т.е. фонематического слуха — ос?нова для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пи?шет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал (иногда точно, а порой очень прибли?зительно). «Игла» превраща?ется во «мглу», «лес» в «лист» или «лису». Особенно ярконе?достаточность фонематического слуха проявляется в школе при обучении письму и чте?нию, ответственными за опти?мальное протекание процесса любого обучения.

Поэтому не случайно работе по развитию фонематического слуха специалисты уделяют много времени, но не всегда она протекает легко и успеш?но. Часто родители, добросове?стно пытаясь выполнить все рекомендации специалиста, не получают нужного результата. Это можно объяснить недоста?точным вниманием к проработ?ке предыдущего этапа — раз?витию речевого слуха.

Речью занимается относи?тельно поздняя по происхож?дению структура нервной системы. Неречевой слух — вос?приятие шума воды, ветра, бытовых шумов, звуков музы?ки — по своему происхожде?нию гораздо древнее. Форми?руясь, сложные психические процессы зависят от более эле?ментарных функций, лежа?щих в их основе и составляю?щих «базу» для их развития. Ребенок может научиться го?ворить и мыслить, только вос?принимая, начиная с узнава?ния природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных, птиц и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситу?ации, предмет этот нужно рассматривать, если возмож?но, трогать, брать в руки. Кро?ме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следу?ет начинать с наиболее элемен?тарных видов различения: «тихого — громкого», «быст?рого — медленного», выбирая контрастные по ритмической и эмоциональной структуре музыкальные фрагменты.

Для формирования нерече?вого звукоразличения в логопе?дии и нейропсихологии разра?ботаны и успешно применяют?ся специальные упражнения. Важно отнестись к ним серь?езно, уделить им столько вре?мени и внимания, сколько по?надобится, при этом не забы?вая, что занятия должны стать привлекательными и интерес?ными для ребенка.

Предлагаемая игра не тре?бует пунктуального выполне?ния, скорее это тема для сво?бодной игровой импровизации.

Шумящие коробочки

Нужно взять два комплек?та небольших коробочек (для себя и ребенка), наполнить их различными материалами, ко?торые, если коробочку потря?сти, издают разные звуки. В коробочки можно насыпать песок, крупу, горох, положить кнопки, скрепки, бумажные шарики, пуговицы и т.д. Взяв коробочку из своего набора, вы трясете ее, ребенок, закрыв глаза, внимательно прислуши?вается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогич?но. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много ва?риантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробо?чек, ребенок запоминает и по?вторяет заданную последова?тельность разных звучаний. Не забывайте меняться роля?ми и обязательно иногда на?меренно ошибайтесь.

Чудо-звуки

Прослушайте с ребенком аудиозаписи природных зву?ков: шум дождя, журчание ручья, морской прибой, весен?нюю капель, шум леса в вет?реный день, пение птиц, го?лоса животных. Обсудите ус?лышанные звуки — какие похожи, чем различаются, где их можно услышать, какие из них кажутся знакомыми. На?чинать надо с прослушивания и узнавания хорошо различа?ющихся между собой звуков, затем сходных по звучанию. Эти же звуки слушайте на прогулке: зимой — скрип снега под ногами, звон сосу?лек, тишину морозного утра; весной — капель, журчание ручья, щебетанье птиц, шум ветра. Осенью можно услы?шать, как шуршат листья, шум дождя. Летом стрекочут кузнечики, жужжат жуки, пчелы, назойливо звенят кома?ры. В городе постоянный шу?мовой фон: машины, поезда, трамваи, голоса людей. А еще не забывайте про запахи — это опоры вашего малыша в жизни.

Слушай, пробуй, как звучит

Исследуйте звуковую при?роду любых предметов и ма?териалов, оказавшихся под рукой. Изменяйте громкость, темп звучания. Можно сту?чать, топать,бросать, перели?вать, рвать, хлопать.

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.