УТВЕРЖДЕНО
Постановление Президиума Совета Федерации
профсоюзов Беларуси
27.01.2011 № 2
ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
о наставничестве
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Настоящее Положение о наставничестве (далее – Положение) разработано в целях организации и проведения профессионального обучения на производстве впервые поступающих в организацию молодых работников (специалистов).
2. Положение предназначено для работников организаций, принимающих участие в реализации системы наставничества.
3. В настоящем Положении используются следующие понятия:
наставничество – форма профессионального становления и воспитания молодых работников (специалистов) под наблюдением наставника, направленная на совершенствование качества персональной подготовки и практических навыков, надлежащее выполнение профессиональных функций, адаптацию в трудовом коллективе;
наставник – высококвалифицированный сотрудник, проводящий в индивидуальном порядке работу с молодыми работниками (специалистами) по их адаптации к производственной деятельности, корпоративной культуре и последующему профессиональному развитию, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, практическими знаниями и опытом;
молодой работник (специалист) – лицо, поступившее на работу и осуществляющее свою деятельность под наблюдением наставника в течение определенного срока, отведенного для оценки его способностей (далее – молодой работник).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАСТАВНИЧЕСТВА
4. Цели и задачи:
оказание помощи молодому работнику в освоении профессии и овладении в полном объеме должностными обязанностями за счет ознакомления с современными методами и приемами труда, передачи наставником личного опыта;
создание условий для становления квалифицированного и технически грамотного работника;
вовлечение молодого работника в трудовой процесс и общественную жизнь организации с учетом его индивидуальных склонностей, закрепление его в организации;
адаптация молодого работника в трудовом коллективе, освоение им корпоративной культуры, принятие традиций трудового коллектива и правил поведения в организации;
формирование высоких нравственных принципов, чувства долга и ответственности, уважения к профессии и добросовестного отношения к трудовой деятельности;
повышение качества подготовки и квалификации молодых работников (специалистов), постоянное совершенствование форм и методов наставничества;
снижение текучести кадров и мотивация к установлению длительных трудовых отношений с нанимателем;
создание в коллективе благоприятного социально-психологического климата.
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ НАСТАВНИЧЕСТВА
5. Наставничество устанавливается для впервые принятого на работу молодого работника.
6. Наставничество организуется не позднее семи дней с момента принятия молодого работника на работу и вводится:
на срок до 1 года – над выпускниками учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования и среднего специального образования;
на срок до 2 лет – над молодыми работниками, не имеющими профессионального образования.
7. Наставничество организуется на основании приказа руководителя организации. В приказе указываются продолжительность и условия наставничества, должность, фамилия, имя, отчество наставника и молодого работника, размер доплаты за наставничество. Приказ согласовывается с профсоюзным комитетом первичной профсоюзной организации.
Между наставником и молодым работником заключается соглашение о трудовом сотрудничестве (приложение 1).
8. Организация работы наставников и контроль их деятельности возлагается на руководителя кадрового подразделения, руководителей структурных подразделений.
9. Руководитель кадрового подразделения:
совместно с руководителями структурных подразделений, профсоюзным комитетом готовит список наставников по организации и проект приказа для его утверждения;
рассматривает и утверждает план организации и проведения наставничества (приложение 2);
организует обучение наставников передовым формам и методам обучения молодых работников, основам педагогики и психологии, оказывает им методическую и практическую помощь в составлении планов работы;
совершенствует формы наставничества в соответствии с изменяющимися потребностями организации;
изучает, обобщает и распространяет положительный опыт организации наставничества на производстве;
вносит предложения о поощрении наставников;
организует аттестацию прошедших обучение молодых работников.
10. Ответственность за наставничество в структурном подразделении несет руководитель структурного подразделения.
11. Руководитель структурного подразделения:
рассматривает и утверждает индивидуальный план наставничества;
проводит инструктаж наставников и молодых работников;
создает необходимые условия для совместной работы молодого работника с закрепленным за ним наставником;
осуществляет систематический контроль над ходом обучения;
совместно с другими лицами участвует в аттестации молодого работника.
12. В организации могут применяться формы наставничества:
индивидуальное наставничество – наиболее распространенная форма, при которой за наставником закрепляется один молодой работник;
групповое наставничество, при котором наставник руководит группой или бригадой молодых работников;
коллективно-индивидуальное наставничество, при котором наставничество над одним молодым работником осуществляет трудовой коллектив (бригада рабочих или группа специалистов);
коллективно-групповое наставничество, при котором наставничество трудового коллектива (бригада рабочих или группа специалистов) осуществляется над группой молодых работников.
13. Наставник в течение десяти дней с момента начала обучения совместно с молодым работником разрабатывает Индивидуальный план наставничества (приложение 3).
14. В течение всего периода обучения наставник обеспечивает качественное и своевременное обучение молодого работника в соответствии с индивидуальным планом наставничества.
15. По завершении выполнения индивидуального плана обучения наставник составляет характеристику на молодого работника, указывает достигнутые результаты и представляет ее руководителю структурного подразделения.
16. В крупных организациях может быть создан Совет наставников для осуществления совместно с руководством организации функций по координации работы наставников.
17. Совет наставников:
Совет наставников создается при наличии не менее пяти наставников. Совет планирует работу на квартал и не реже одного раза в год отчитывается о своей деятельности.
18. Задачи Совета наставников:
принимать участие в подборе и создании резерва наставников;
оказывать методическую и практическую помощь наставникам в планировании их работы, обучении и воспитании молодых работников;
заслушивать на своих заседаниях отчеты наставников и молодых работников о ходе и результатах обучения.
19. Результаты обучения молодых работников оценивает квалификационная (аттестационная) комиссия в порядке, определенном законодательством.
20. Молодой работник должен быть уведомлен о решении (рекомендациях), вынесенном комиссией.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАСТАВНИКА
21. Требования к подбору наставника.
Наставником назначается наиболее опытный, высококвалифицированный рабочий, мастер, руководитель среднего звена или специалист, который:
знает специфику деятельности организации и ее традиции;
владеет особенностями и спецификой работы по специальности молодого работника;
имеет продолжительный стаж работы по специальности в организации, богатый жизненный опыт, безупречную репутацию.
22. В качестве коллективного наставника может выступать коллектив кадровых квалифицированных работников, имеющих опыт работы не менее трех лет и желающих работать с молодыми работниками.
23. Наставник имеет право:
осуществлять обучение молодого работника в оговоренные сроки;
требовать от молодого работника выполнения указаний по вопросам, связанным с его производственной деятельностью;
ходатайствовать перед руководством о создании условий, необходимых для нормальной трудовой деятельности своего подопечного;
принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой молодого работника, вносить предложения в профсоюзные органы, соответствующим руководителям о поощрении молодого работника, увеличении размера заработной платы, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия;
с согласия руководителя структурного подразделения привлекать для обучения молодого работника других сотрудников;
участвовать в обсуждении профессиональной карьеры молодого работника;
ходатайствовать перед квалификационной (аттестационной) комиссией о присвоении молодому работнику более высокой квалификации, категории по должности.
24. Наставник обязан:
разработать совместно с молодым работником индивидуальный план наставничества;
ознакомить молодого работника с целями и задачами деятельности организации, производственными и социально-бытовыми условиями подразделения, основами корпоративной культуры;
ознакомить с требованиями по обучаемой специальности, охране труда и правилами внутреннего трудового распорядка;
проводить необходимое обучение и контролировать выполняемую работу молодого работника, оказывать помощь, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки;
способствовать рациональной организации труда молодого работника, эффективному использованию новой техники и оборудования, экономии топливно-энергетических ресурсов, сырья и материалов;
личным примером развивать положительные качества молодого работника, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, содействовать развитию общекультурного и профессионального кругозора;
подводить итоги профессиональной адаптации молодого работника, составлять характеристику по итогам обучения, давать заключение о результатах прохождения адаптации с предложениями по дальнейшей работе молодого работника.
25. Ответственность наставника:
наставник несет персональную ответственность за качество обучения молодого работника и за его действия в период прохождения наставничества, связанные с трудовой деятельностью в организации.
26. Показателем оценки эффективности работы наставника является полное освоение профессии молодым работником за период обучения.
ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ МОЛОДОГО РАБОТНИКА
27. Молодой работник имеет право:
обращаться за помощью к своему наставнику;
вносить предложения по совершенствованию работы, связанной с обучением;
участвовать в обсуждении результатов наставничества;
выходить с ходатайством к руководителю структурного подразделения и руководителю кадрового подразделения о смене наставника.
28. Молодой работник обязан:
знать нормативные акты, определяющие его трудовую деятельность, особенности деятельности структурного подразделения, функциональные обязанности по его специальности, занимаемой должности;
постоянно работать над повышением профессионального мастерства, овладевать практическими навыками;
исполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка, должностной (рабочей) инструкцией;
соблюдать соглашение о трудовом сотрудничестве между наставником и молодым работником, индивидуальный план наставничества.
СИСТЕМА МОРАЛЬНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ НАСТАВНИКОВ
29. В целях материального поощрения наставника с момента выхода приказа о его назначении устанавливается доплата в размере, определяемым руководителем организации по согласованию с профкомом.
30. Размер доплаты может понижаться приказом руководителя организации по согласованию с профсоюзным комитетом на основании ходатайства руководителя кадрового подразделения или руководителя структурного подразделения в связи с недобросовестным отношением наставника к выполнению обязанностей по обучению и воспитанию закрепленного за ним молодого работника.
31. В коллективный договор организации могут быть внесены положения о дополнительном стимулировании работы наставников: учреждение грамоты "Лучший наставник организации", безусловное продление контракта на максимальный срок, дополнительные дни к отпуску, единовременное вознаграждение в случае закрепления молодого работника в организации, досрочное получение почетного звания заслуженного работника и др.
Приложение 1
СОГЛАШЕНИЕ
о трудовом сотрудничестве
между наставником и молодым работником
Я, наставник, _______________________________________________
_________________________________________________________
(профессия (должность), Ф.И.О. наставника)
беру на обучение ________________________________________________________________
(профессия (должность), Ф.И.О. молодого работника)
и обязуюсь помочь овладеть профессией, повысить образовательный и культурный уровень, способствовать скорейшей адаптации в коллективе.
_____________ ________________________
дата подпись наставника
Я, молодой работник, ________________________________________
_________________________________________________________
(профессия (должность), Ф.И.О.)
обязуюсь овладеть необходимыми профессиональными навыками, добросовестно выполнять поставленные цели и задачи, максимально использовать полученный от наставника опыт и знания для овладения профессией.
_____________ ________________________
дата подпись молодого работника
Приложение 2
Утверждаю
_____________________________
(руководитель кадрового подразделения)
"____"___________ 201__ г.
План организации и проведения наставничества
в ______________________
(наименование подразделения)
№ п/п |
Мероприятия<sup>1</sup> |
Да-та |
Ответственный<sup>2</sup> |
Выполнение (дата, подпись) |
|
Отбор группы наставников |
Руководитель кадрового подразделения, Руководители структурных подразделений |
||
|
Подготовка наставников и их резерва (повышение квалификации в области профессиональных навыков) |
Руководитель кадрового подразделения |
||
|
Определение сроков наставничества |
Руководитель кадрового подразделения, руководители структурных подразделений |
||
|
Закрепление наставников за молодыми работниками |
Руководитель кадрового подразделения, руководители структурных подразделений |
||
|
Утверждение индивидуальных планов наставничества |
Руководители структурных подразделений |
||
|
Организация участия наставников в мероприятиях по обмену опытом (внутриотраслевых, региональных, местных) |
Руководитель кадрового подразделения |
||
|
Информационная поддержка развития наставничества (использование ведомственных и местных СМИ, радиосетей, размещение на стендах и т.д.) |
Руководитель кадрового подразделения |
<sup>1</sup> Обозначены основные направления мероприятий, при составлении реальных планов меры должны быть конкретизированы.
<sup>2</sup> Примеры ответственных за выполнение.
Приложение 3
Утверждаю
______________________________
(руководитель структурного подразделения)
"____"___________ 201__ г.
Индивидуальный план наставничества
Ф.И.О. молодого работника _______________________________________ Профессия (должность)___________________________________________ Подразделение___________________________________________________ Отчетный период ________________________________________________
№ п/п |
Мероприятия<sup>1</sup> |
Сроки исполне-ния |
Оценка выполнения<sup>2</sup> (дата, подпись наставника) |
|
Составление индивидуального плана наставничества, утверждение у руководителя структурного подразделения |
Не позднее 2-й недели |
|
|
Ознакомление с основополагающими документами организации, ее целями и задачами, направлениями текущей деятельности |
||
|
Знакомство с деятельностью внутренних структурных подразделений (службами, отделами): кадровым отделом, бухгалтерией, медицинской службой и т.д. |
||
|
Ознакомление с административной структурой подразделения, отношениями подчиненности, порядком оформления официальной переписки (рапортов, объяснительных и т.д.) |
||
|
Освоение и совершенствование навыков молодого работника (указываются конкретные производственные операции, приемы и т.д.) |
||
|
Изучение норм и регламентов, освоение практических навыков внедрения стандартов качества |
||
|
Получение консультативной помощи в работе по специальности (профессии) |
||
|
Участие в проводимых конкурсах и других мероприятиях для молодежи |
||
|
Подготовка к аттестации молодого работника |
||
|
Повышение общеобразовательного и культурного уровня, участие в общественной жизни подразделения |
||
|
Проверка выполнения индивидуального плана наставничества |
_________________ ________________________
(дата) (подпись наставника)
_________________ ________________________
(дата) (подпись руководителя структурного подразделения)
Оценка выполнения плана наставничества ___________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Характеристика на молодого работника______________________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________ ________________________
(дата) (подпись наставника)
Ознакомлен: _____________ _____________________________
(дата) (подпись молодого работника)
<sup>1</sup> Обозначены только некоторые основные мероприятия и направления, индивидуализированный план должен быть максимально конкретизирован; порядок мероприятий должен составляться по хронологии.
<sup>2</sup> Заполняется наставником в свободной форме: выполнено, не выполнено, требуется повторное изучение и т. д.