Когда следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу?
если в 3-3,5 года
-ребенок произносит только отдельные слова и совсем не строит фразы и предложения;
-в его речи полностью отсутствуют союзы и местоимения;
-он не повторяет за Вами слова;
-или Вы совсем не понимаете его речь
(при этом искаженное произношение шипящих и звонких согласных (р, л) звуков является нормой);
если в 4 года
-у ребенка очень скудный словарный запас (в норме – около 2000 слов),
-не может запомнить четверостишье, совсем не рассказывает собственных историй
(при этом отсутствие связной речи, ошибки в предложениях, все еще проблемы со «сложными» звуками – норма);
если в 5-6 лет
-все еще есть проблемы со звукопроизношением, в т.ч. с сонорными согласными (звуками «р» и «л»);
-ребенок не способен описать своими словами сюжет на картинке,
-допускает грубые ошибки при построении предложений (при этом допускаются ошибки в сложных предложениях, небольшая непоследовательность в повествовании).
Если у Вашего ребенка выявлено нарушение речи, то данные советы помогут быстро и эффективно преодолеть нарушение:
- согласовывайте с учителем-дефектологом и воспитателем всю работу по воспитанию правильной речи;
- покажите ребенка врачам-специалистам (по рекомендации ПМПК);
- систематически и аккуратно выполняйте с ним домашнее задание;
- занимайтесь ежедневно или через день в доброжелательной, игровой форме;
- не принуждайте ребенка к выполнению домашнего задания;
- соблюдайте точность и поэтапность выполнения заданий;
- вводите поставленные и закрепленные звуки в обиходную речь, вырабатывая у ребенка навык самоконтроля;
- постепенно усложняйте требования к речи ребенка;
- учите наблюдать, слушать, рассуждать, четко и ясно выражать свои мысли;
- совместно с педагогами группы работайте над развитием движений, воспитывайте усидчивость, самостоятельность в выполнении заданий;
- помните, что сроки преодоления речевых нарушений зависят от степени сложности дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, регулярности занятий, заинтересованности и участия родителей в коррекционной работе;
- верьте в силы своего ребенка, верой и терпением вселите в него уверенность в исправление нарушения речи.
- не следует все время поправлять ребенка, делать ему замечания по поводу неправильного произношения всегда и везде, чтобы не вызвать отрицательного отношения к занятиям;
- не фиксируйте внимание ребенка на том, что не получается, лучше подбодрите его;
- работу с дефектологом не следует делать основным содержанием жизни ребенка, занятия должны гармонично входить в ту деятельность, которая привлекает ребенка.