Государственное учреждение образования
«Санаторный детский сад № 3 г. Калинковичи»
Партнёрство учреждения дошкольного образования и семьи
как условие позитивной социализации
Консультация
Музыкальный руководитель Иванюк Э.Б.
Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в
детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная
картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление
об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в
результате воспитания происходит естественный процесс интеграции
ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С.
Выготский), т. е. его социализация.
Социализация личности начинается с первых же лет жизни, т. е. именно в
детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная
картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление
об обществе, в котором он живет, о принципах построения жизни.
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в
результате воспитания происходит естественный процесс интеграции
ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С.
Выготский), т. е. его социализация.
Социализация личности начинается с первых летжизни, т. е. именно в
детском возрасте у каждого начинает закладываться своя собственная
картина мира, в общих чертах начинает формироваться своё представление
об обществе, в котором живет, о принципах построения жизни.
Неотъемлемой частью социализации ребенка является воспитание. Именно в
результате воспитания происходит естественный процесс интеграции
ребенка в общество, «врастания в человеческую культуру» (Л. С.
Выготский), т. е. его социализация.
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда
формируется здоровье, осуществляется развитие личности ребенка. В этом
возрасте ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых
— родителей и педагогов. От того каковы условия развития малыша в
окружающем социуме зависит его дальнейшая гражданская позиция. Первым
институтом социализации для дошкольника является детский сад. Здесь
ребёнок получает первый опыт общения с чужими взрослыми, учиться
взаимодействовать с группой сверстников.
Одна из основных задач УДО – это создание социально-благополучной среды для каждого воспитанника. Одна из главных целей – способствовать успешной социализации ребёнка. Таким образом, работа УДО должна быть построена на принципах комплексного подхода в воспитании и обучения детей в период раннего возраста, на основе гармоничного сочетания интеллектуального и физического развития, формирования у детей социальных контактов и способности к совместным действиям в условиях развивающего обучения и воспитания.
В детском саду происходит взращивание человека в процессе создания
условий для развития целенаправленных, позитивных и духовно-ценностных
ориентаций
Формирование личности в значительной мере происходит под влиянием семьи и зависит от стиля общения и от особенностей взаимоотношений в семье. Тип семейного воспитания определяется сложившимися в семье отношениями между членами.Ребёнок не может существовать вне семьи.
И если дошкольное учреждение и семья закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся систем. Отсюда конфликты, непонимание, неуверенность. Во избежание этого необходимо, чтобы эти две системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными в них должна стать атмосфера добра, доверия и взаимопонимания.
В настоящее время большинство семей озадаченно решением проблем финансового и физического выживания, многие родители самоустранились от решения вопросов воспитания и развития личности ребёнка. Родители не владеют знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка в достаточной мере, а чаще всего осуществляют воспитание интуитивно. Важно отметить, что все это не приносит положительных результатов.
Семья и детский сад имеют свои особые функции. Данные функции не могут заменить друг друга. Именно поэтому для успешной социализации ребенка необходимо установление партнёрских отношений между родителями и учреждением образования
На сегодняшний день одним из самых главных вопросов дошкольного образовательного учреждения является успешная социализация дошкольника.
Социализация – это процесс усвоения индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений. Именно в процессе социализации человек усваивает одобряемые обществом формы поведения, необходимые ему для нормального существования в обществе.
В детском возрасте огромное влияние на процесс социализации оказывают лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие. Такими лицами являются:
• семья (родители или лица, их заменяющие);
• детский сад (воспитатели);
• общество (сверстники, друзья).
Следует отметить, что, одной из первых и важных задач деятельности педагогов УДО «Санаторный детский сад № 3 г. Калинковичи» было создание полноценного социального сотрудничества в единстве «педагог-дети-родители». Признание приоритета семейного воспитания требует нового взгляда на семью и новые формы работы с семьями со стороны дошкольного образовательного учреждения. Новизна подобных отношений определяется такими понятиями как «сотрудничество» и «взаимодействие».
Семья и учреждения дошкольного образования — это два важных института социализации детей. Их воспитательные функции имеют сходства, но для того, чтобы ребенок развивался полноценно, требуется их взаимодействие. Для положительного влияния на желание семьи участвовать в работе группы, педагоги должны были хорошо узнать всех родителей своей группы, учитывать индивидуальные особенности не только разных семей, но и каждого её члена отдельно.
Начиная свой путь социального партнерства, педагогам ГУО «Санаторный детский сад № 3 г. Калинковичи» пришлось столкнуться с многочисленными трудностями. Это такие трудности как: занятость родителей, нехватка времени у многих родителей, пассивность родителей. Тяжело поддерживать постоянный интерес к образовательному процессу в детском саду у родителей, каждый раз приходится использовать инновационные формы общения и привлечения к участию в жизни детского сада. Доверительные отношения между педагогами и родителями устанавливались в нашем учреждении постепенно, в ходе совместной деятельности. Родители в детском саду всегда желанные гости. Они не наблюдатели, они являются участниками. Родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они не только больше узнают о своём ребёнке, но и меняется их мнение о работе педагога, они получают реальное представление о ней и начинают испытывать к воспитателю доверие и уважение.
Родители доверяют нам самое дорогое – это своего ребенка, его жизнь, здоровье, психологическое состояние. Они должны быть полностью уверены в том, что их ребенок в детском саду под надежным присмотром, что об их ребенке позаботятся, обучат, поиграют. Педагоги также должны быть уверены в надежности родителей (поддержат, помогут). Все мероприятия, организованные в детском саду, проходят с помощью и участием родителей. У всех педагогов нашего учреждения образования одна цель – воспитать здорового, уверенного в себе человека.
С началом учебного года приглашаем родителей вместе с детьми принять участие в различных конкурсах: «Золотые руки мам», «Осенние вытворяшки», «Зимняя фантазия», «Красота мира», «Пусть всегда будет мир!». Дети вместе с родителями приносят свое творчество. Каждый из детей с гордостью показывает и рассказывает, как и с кем это сделал.
Ничто другое так не сближает педагогов, детей и родителей, как совместное развлечение на День матери, Новогодняя сказка, праздник 8 марта, где последние выступают полноправными участниками. Родители помогают подготовить для праздников атрибуты, участвуют в оформлении зала, группы. Педагоги совместно с детьми стараются сделать что-то посильное для родителей: поделки, подарки, выступления, стихотворения, которые порадуют их.
Родители своим примером, человеческим отношением воспитывают успешного и надежного человека. Дети подражают своим родителям, а мы, педагоги, в этом им помогаем.
Наглядная информация на стендах, консультации, буклеты дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной для них форме, тактично напомнить родителям об их ответственности и обязанностях. Любой детский сад начинается с раздевалки, поэтому раздевалки нашего детского сада уютны и красивы, а родительские уголки яркие и эстетичные. Здесь располагаются консультации по теме недели, стенд «Наше творчество» с работами детей, стенд «Чем занимались», работы для выставок: «Мамин портрет», «Зимняя сказка», фотоколлажи «С днем Великой Победы», «Первое путешествие».
Совместный проект: «Дети в приоритете», позволил затронуть каждую семью и получить хороший результат в плане социализации воспитанников нашего детского сада.
Современные родители не выпускают из рук телефон, поэтому созданы группы в вайбере для разрешения многих организационных вопросов в каждой возрастной группе. Данные группы позволяют педагогам общаться с родителями по вопросам, касающимся организации и воспитания, участия в конкурсах, информирование родителей по разным педагогическим вопросам, а также помогает сплочению и неформальному общению родителей. Родители стали проявлять заинтересованность к жизни группы, научились восхищаться результатами и продуктами детской деятельности, оказывать эмоциональную поддержку своему ребенку. Совместная деятельность сблизила педагогов и родителей, родителей и детей, подружила семьи.
Таким образом, два самых главных института социализации ребёнка это детский сад и семья. Невозможным и не полноценным будет процесс воспитания ребенка без участия родителей. Опыт работы нашего коллектива показал, что только в результате использования современных форм взаимодействия, родители стали активными участниками в жизни своего ребенка.